Партия власти и системная оппозиция в Государственной Думе: различия в структуре территориального образа России
Федеральная политика и управление
Авторы
кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой политических наук ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», Пермь, Россия
Как цитировать
Введение: выступления депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на пленарных заседаниях дают богатый материал для анализа их представлений об устройстве мира, в том числе по вопросам территориально-политического характера. Последние представляют интерес, потому что являются своеобразным шлюзом к «реальному миру», в котором реальные люди и организации живут и действуют в конкретных населенных пунктах и территориях. Можно предполагать, что одним из факторов различий в территориальном образе России в отношении партий, представленных в Государственной Думе, является их место в партийно-политической системе. Для анализа взят период с четвертого по седьмой созыв (2003–2021 годы), когда сложилась довольно стабильная партийно-политическая система с доминированием партии «Единая Россия» и представительством в нижней палате российского парламента трех партий системной оппозиции.
Цель: выявить различие между фракциями Государственной Думы в объеме и структуре упоминания географических объектов.
Методы: инструменты библиотеки “Natasha” для анализа текстов на естественном языке на основе методов глубинного обучения, система автоматического геокодирования OpenStreetMap, контент-анализ.
Результаты: «Единая Россия» сравнительно с другими фракциями меньше обращается к географическим сущностям относительно общего объема говорения своих депутатов. При этом упоминание России и всего с ней «географически» связанного имеет у единороссов более абстрактный, то есть высокоуровневый, характер. Это проявляется как минимум в двух отношениях. Во-первых, депутаты от «Единой России» меньше говорят про географические объекты уровня региона и ниже. Во-вторых, в общем упоминании конкретных регионов они намного чаще депутатов других фракций ограничиваются их названиями. Иными словами, депутаты системной оппозиции больше говорят про города и населенные пункты «внутри» регионов.
Выводы: территориальный образ страны в риторике единороссов значимо отличается от образов, создаваемых представителями других фракций, уровнем его абстрактности, что может объясняться ролью «Единой России» как партии власти, то есть инструмента доминирования президента в парламенте. Будучи политически главенствующей, она одновременно несет и основную административную нагрузку в думских процессах. Это снижает для нее стимулы к использованию риторики, открывающей шлюз к «реальному миру».
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Мария Викторовна Назукина, Константин Андреевич Сулимов, К измерению образа будущего в дискурсе депутатов Государственной Думы (на примере территориально-политических представлений) , Ars Administrandi. Искусство управления: 2021. Том 13, № 1 (1-142)
- Петр Вячеславович Панов, Константин Андреевич Сулимов, Партия власти и системная оппозиция в Государственной Думе: конвергенция публичной риторики , Ars Administrandi. Искусство управления: 2021. Том 13, № 4 (470-634)
- Константин Андреевич Сулимов, Оспаривание vs коррекция: динамика активности российских регионов в использовании обращений в конституционный суд и законодательной инициативы на федеральном уровне , Ars Administrandi. Искусство управления: 2020. Том 12, № 4 (541-713)